Сайт учителя                                                      Горбуновой Радды Александровны

Интересные факты, события, мнения...

ИСТОРИЯ ПЕСНИ "Катюша"

…Среди вековых деревьев и высоких берегов несёт через Смоленщину свои прозрачные воды речка Угра. Тихий шелест травы, неповторимый аромат цветущего сада, девушка, с надеждой и тоской смотрящая вдаль с крутого берега – быть может, именно такая картина однажды предстала взору молодого поэта Михаила Исаковского, а в голову сразу пришли строки:

«…Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой…»

Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве есть строки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает". 

1 марта 1799 - В Санкт-Петербурге запрещено танцевать вальс

В Санкт-Петербурге запрещено танцевать вальс

Вальс появился в центральной Европе во второй половине XVIIІ века. Сначала вальс подвергался гонениям в бальных залах.

Павел І, однажды упал, танцуя вальс, после чего в 1799 году запретил его вовсе.

При дворе немецких кайзеров вальс был запрещен до 1888 года.

В Британии против вальса как самостоятельного танца уже в 1813 году выступал Байрон, издав сатирическую поэму TheWaltz.

Однако несмотря ни на что вальс — единственный танец, который пережил весь ХІХ век и развивается до сих пор в качестве бального танца.

8 марта 1857 - Марш пустых кастрюль

Марш пустых кастрюль

Марш пустых кастрюль — форма уличного протеста против бедности, в ходе которого участники создают шум, ударяя в пустые кастрюли и другую посуду. Впервые марш прошел 8 марта 1857 года, работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке провели его в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы.

Основные требования марша были: десятичасовой рабочий день и равная с мужчинами зарплата. Широкое распространение получил в ходе аргентинского экономического кризиса 2001 года. В 2007 году либеральная оппозиция попыталась распространить аргентинский опыт на Россию: 3 ноября 2007 года марш пустых кастрюль прошёл в Петербурге.

Любимый полководец Екатерины II

Александр Васильевич Суворов был любимцем императрицы Екатерины. Она отмечала и осыпала наградами русского Македонского, а тот, случалось, позволял себе то, что другим было непозволительно, зная наперед, что Екатерина всегда простит любую выходку или чудачества великого полководца. Вот некоторые интересные случаи:

Однажды на придворном балу Екатерина решила оказать Суворову внимание и спросила его:
— Чем потчевать дорогого гостя? — Благослови, царица, водкой! — Но что скажут мои фрейлины, когда они будут с вами разговаривать? — Они почувствуют, что с ними говорит солдат!

Как-то в разговоре императрица сказала, что намечает в будущем послать Суворова на службу в Финляндию. Суворов поклонился императрице, поцеловал ей руку и вернулся домой. Затем он сел в почтовую карету и уехал в Выборг, откуда послал Екатерине послание: «Жду, матушка, твоих дальнейших повелений».

Известно, что Суворов даже в сильные морозы очень легко одевался. Екатерина II подарила Суворову шубу и велела обязательно ее носить. Что делать? Суворов стал везде возить с собой дарованную шубу, но держал ее на коленях.

После усмирения поляков в 1794 г. Суворов посылает гонца с вестью. «Месседж» следующий: «Ура! Варшава наша!». Ответ Екатерины: «Ура! Фельдмаршал Суворов!». И это во времена пространных рапортов о взятии городов. Как эсэмску послал. Но, тем не менее, переплюнуть в лапидарности фельдамаршала Салтыкова, который после боя с пруссаками у Кунерсдорфа в ходе Семилетней войны просто прислал в Петербург шляпу прусского короля, найденную на поле боя, ему не удалось.

 

Шуты императрицы Анны Иоанновны

Племянница Петра I правила Российской Империей 10 лет. Суровый нрав русской помещицы не мешал ей веселиться.

Известно, что императрица Анна Иоанновна очень любила шутов и карликов. Их при ее дворе было шестеро. Трое из них были разжалованными аристократами. Так, насильно исполнять роль шута она заставляла князей Михаила Голицына и Никиту Волконского, а также графа Алексея Апраксина. Сиятельные клоуны должны были в присутствии императрицы кривляться, садиться друг на друга верхом и бить кулаками до крови или изображать кур-наседок и кудахтать. В последний год своего царствования императрица устроила свадьбу своих шутов — 50-летнего князя Голицына и уродливой калмычки Анны Бужениновой, получившей свою фамилию в честь любимого блюда императрицы. Для участия в свадебных торжествах со всех концов страны были выписаны представители разных национальностей обоих полов: русские, татары, мордвины, чуваши и т.д. Им полагалось нарядиться в свои национальные одежды и иметь музыкальные инструменты. Дело было зимой. По приказу Анны Иоанновны на Неве выстроили ледяной Дом, в котором все — стены, двери, окна, мебель, посуда — было сделано из льда. Здесь и справляли свадебное торжество. Горело множество свечей в ледяных подсвечниках, и даже брачное ложе для «молодых» было устроено на ледяной кровати.

Первый японец в России

Первым японцем, попавшим в Россию был Денбей — сын купца из Осаки. Его судно было прибито к берегам Камчатки в 1695 году. В 1701 он добрался до Москвы.

Зимой 1702 года после аудиенции 8 января у Петра I в селе Преображенском Денбей получил наказ стать переводчиком и преподавателем японского языка в Артиллерийском приказе. Денбей лично рассказал, что мог, Петру I о Японии и тем самым дал толчок российским усилиям по исследованию Камчатки и Курил и попыткам открыть торговлю с Японией.

С 1707 года Денбей жил при дворце князя и одно время губернатора Сибирской губернии Матвея Гагарина. Известно, что по настоянию сподвижника Петра I Якова Брюса Денбей крестился и взял имя Гавриил Богданов (что закрыло ему обратную дорогу в Японию, где христианство было запрещено). Основанная им школа переводчиков с японского действовала в Москве до 1739 года[6], после чего переведена в Иркутск, где просуществовала до 1816 года.

До Денбея известно только об одном японце в России. Во времена правления Бориса Годунова Россию посетил японец христианского вероисповедания. Это был молодой католик из Манилы, который вместе со своим духовным наставником Николаем Мело из ордена Святого Августина путешествовал в Рим по маршруту Манила — Индия — Персия — Россия. Но Смутное время оказалось для них трагическим: как чужеземцев-католиков их схватили, и царь Борис Годунов сослал их в Соловецкий монастырь. После шести лет ссылки его казнили как сторонника Лжедмитрия I в 1611 году в Нижнем Новгороде. В России его считали индийцем, а не японцем.

На Руси стрекозами называли кузнечиков. 

Давным давно во времена Руси кузнечиков действительно называли стрекозами, но это название никаким образом на прямую не относятся к летающему насекомому стрекозе, кузнечик получил название «стрекоза» из за издаваемых им звуков, которые звучали как стрекание или щелчок.

Телесные наказания в России

11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии.

Телесные наказания подразделялись на три большие группы:

1) членовредительные (изувечивающие) – лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);

2) болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);

3) осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Высшие слои населения трепетно относились к запрету телесных наказаний. В июле 1877 года петербургский градоначальник Трепов в нарушение закона 1863 года приказал выпороть розгами политического заключенного Боголюбова. Образованный Боголюбов сошел с ума и умер от такого оскорбления, а знаменитая Вера Засулич отомстила за него, тяжело ранив Трепова. Суд оправдал Засулич.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением. В 1988 году журналист Филиппов провел анонимное анкетирование 7500 детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, 60% признались, что родители применяли к ним телесные наказания.

Карибский кризис и «черная суббота»

То, что мы называем Карибским кризисом, американцы называют Кубинским кризисом, а сами кубинцы — Октябрьским кризисом. Но весь мир называет самый важный день в Карибском кризисе одним названием — «Чёрная суббота» (27 октября 1962) — день, когда мир был ближе всего к глобальной ядерной войне.

7 ободряющих фраз:

1. Самое тяжелое в жизни — это синий кит, все остальное пустяки!

 2. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.

3. Когда ваши дела идут плохо — не ходите с ними.

 4. Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным.

5. Если кто-то на вас ругается, злится или обижается — задавите его своим позитивом.

 6. Спасибо тем людям, которые вошли в мою жизнь и сделали её прекрасной. И ещё, спасибо тем людям, которые вышли из неё, и сделали её ещё лучше.

7. Я знаю, что счастье не купишь. Но можно купить яхту и попробовать подплыть к нему поближе.